В прошлой статье мы поведали вам краткую историю развития пивоварения в Финляндии, сегодня хотим ознакомить с двумя из трех крупнейших производителей пива в стране – компаниями Sinebrychoff Oy и Olvi Oyj. Каждая из них имеет свою особую историю, однако бренд Sinebrychoff – нечто уникальное, и русский читатель догадывается об этом по одному названию, пусть и начертанному весьма непривычно и довольно забавному для русского уха.
Финляндия – единственная страна, в которой промышленное пивоварение было создано русскими. Купец Николай Петрович Синебрюхов, отец которого перебрался в Финляндию из Ярославской губернии и имел маленькую кустарную пивоварню, в 1819 г. основал в Хельсинки (называвшемся тогда по-шведски Гельсингфорс) первую в стране индустриальную пивоварню. Она превратилась в большой успешный бизнес, поэтому открытие предприятия по сей день отмечается 13 октября как неофициальный праздник – День финского пива.
Современным финнам, которые привыкли к господству в стране светлых лагеров, наверняка сложно это представить, но поначалу на заводе Синебрюхова варилось только пиво верхового брожения, в основном портеры. Но уже к середине XIX столетия фирма полностью перешла на продукцию низового брожения, быстро завоевывавшую европейский рынок. Синебрюховское пиво имело немалый успех в Хельсинки и его окрестностях, предприятие успешно развивалось.
В 1848 г. Николай Синебрюхов умер, не оставив наследников. Его дело подхватил младший брат Поль, который оказался не менее одаренным предпринимателем. Он приумножил капитал предприятия и значительно расширил его. Именно Поль перевел производство полностью на продукцию низового брожения, которую стали варить по немецким рецептам.
Похоронив мать, старшие братья и сестра доверили семейный бизнес Полю-младшему, который не посрамил честь предков. В его эпоху фирма скупила в Хельсинки и его окрестностях множество мелких пивоварен и превратилась в неоспоримого лидера южной Финляндии.
Мало того, супруги Поль и Фанни Синебрюховы собрали уникальную коллекцию изобразительного и прикладного искусства, которую завещали государству. Это крупнейший частный дар в финской истории.
Так уж получилось, что в роду больше не появилось наследников-мужчин. В 1921 г. со смертью Фанни Синебрюховой исчезла и фамилия. Состав владельцев довольно быстро обновился, но никому и в голову не пришло менять название акционерного общества. К тому времени фамилия Sinebrychoff уже окончательно превратилась в мощный бренд, один из самых дорогих и узнаваемых в Финляндии и поныне.
В 1970-е к Sinebrychoff стала проявлять интерес стремительно расширявшаяся на международные рынки датская компания Carlsberg, которая в 1972 г. приобрела первый пакет акций финской пивоварни. В конце-концов, в 1999 г. Sinebrychoff окончательно перешла в собственность датчан.
Нынче Sinebrychoff производит два десятка сортов только собственного пива, центральное место среди которых занимают пять напитков под брендом Koff – самым популярным в Финляндии и самым известным из финских за рубежом.
Koff III – лидер внутреннего рынка, светлый лагер крепостью 4,5%, с тонким, сладковатым хмелевым вкусом, пьющийся очень легко. Как и положено для популярного пива, вкус приятный, весьма гладкий и ничем особенно не цепляет. Зато освежиться – самое то.
Koff IV A больше торгуется на экспорт. Содержание алкоголя – 5,2%, вкус немного ярче, чем у Koff III, чуть больше хмеля и горчинки.
Еще один сильный бренд Sinebrychoff – это Karhu. Шесть сортов, среди которых имеет смысл выделить, наверное, два.
Karhu IV A – светлый лагер крепостью 5,3% c ярко выраженным хмелевым вкусом средней горечи. Пьется довольно легко, это пиво хорошо идет после бани.
Karhu Tosi Vahva – очередной светлый лагер, с высоким 8-процентным содержанием алкоголя, но тем не менее довольно интересным, мягким вкусом с горечью чуть выше средней, в которой растворяется запах спирта.
Чтобы вы не думали, что компания варит лишь светлые лагеры, приведем в пример Sinebrychoff Porter. Это классический портер, 7,2% алкоголя, очень темный, с сильно выраженным вкусом какао. Пивовары пытались возродить рецептуру знаменитого синебрюховского портера эпохи, предшествовавшей введению Сухого закона, однако для этого они не имели культуры оригинальных элевых дрожжей. Выход был найден в создании новой культуры из настоящего ирландского Guinness.
Этот гранд финского пивоварения был основан в 1878 г. в Йисалми (центральная Финляндия) опытным пивоваром, финским шведом Вильямом Обергом и его супругой Онни как Iisalmen Oluttehdas Oy. С 1909 г. параллельно с пивом завод стал выпускать и безалкагольные напитки. Этот бизнес поддержал предприятие в годы Сухого закона.
В 1920–32 гг. фирма как Kajaanin Kalja Oy успешно торгует солодовыми напитками и лимонадами. Но как только Сухой закон был отменен, вновь берется за родное пиво. Уже под названием Oluttehdas Oiva Oy.
В 1952 г. руководство приняло решение изменить название компании. Первоначально предполагалось сократить до Oiva Oy. Но министерство торговли и промышленности не позволило. Дело в том, что финское слово oiva («совершенный») использовалось в названии многих фирм, бренд сливался с другими. А тут в Хельсинки «удачно» прекратила существование фирма с созвучным названием Olvi. Oiva выкупила права на него и превратилась в Olvi Oyj.
Поначалу смена названия не принесла удачу. 1950-е оказались сложными для предприятия из-за различных государственных ограничений на производство и сбыт алкоголя. Одно время новая политика госмонополии Alko снизило продажи Olvi примерно на четверть.
Однако предприятие выстояло, а послабления 1969 г. вдохнули в него новую жизнь. Развивая параллельно оба напраления – пиво и безалкогольные напитки – Olvi подошла в хорошей форме к большому рывку 1990-х.
Распад СССР открыл новые возможности для финских фирм. Владельцы Olvi не стали исключением. Воспользовавшись потребностью прибалтийских заводов в массированных инвестициях, они начали скупать их один за другим.
В 1996 Olvi приобрела 15% в AS Tartu Õlletehas, в следующем году – весь акционерный капитал дочерней Saare Õlu. В 1999 году Olvi стала мажоритарным акционером латвийской пивоварни Cesu alus и миноритарным – литовской Ragutis (ныне – Volfas Engelman). В следующем году будущая Volfas Engelman стала дочерней компанией Olvi.
В настоящее время концерну Olvi Group принадлежит 100% эстонской пивоваренной компании AS A. Le Coq, 99,3% латвийской A/S Cesu alus, 99,6% литовской Volfas Engelman, и купленных в 2008 и 2009 гг. 87,8% акций белорусского ОАО «Лидское пиво».
Таким образом, среди трех лидеров финского пивоваренного рынка Olvi Oyj – единственная, которая не только принадлежит отечественному капиталу, но и является ядром довольно крупного интернационального бизнеса.
На финском рынке компанией представлено сегодня одиннадцать сортов бренда Olvi и еще три – Sandels.
Olvi III – светлый лагер с содержанием алкоголя 4,5%, с мягким хмелевым вкусом, хорошо освежающий. Самый ходовой сорт компании.
Olvi Tuplapukki – редкий для Финляндии доппельбок. Содержит 8,5% алкоголя, но спирт здесь тонко обогащает слабый вкус хмеля и легкий аромат дыма.
Sandels III – еще один светлый лагер крепостью 4,7%, с мягким, гладким вкусом, хорошо подходит для бани.
На этом прервемся. В завершающей статье нашего обзора вас ждет рассказ о компании Hartwall и паре микро-пивоварен.
Андрей Деменков, inpinto.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий