Финское пиво: Sinebrychoff и Olvi


В прошлой статье мы поведали вам краткую историю развития пивоварения в Финляндии, сегодня хотим ознакомить с двумя из трех крупнейших производителей пива в стране – компаниями Sinebrychoff Oy и Olvi Oyj. Каждая из них имеет свою особую историю, однако бренд Sinebrychoff – нечто уникальное, и русский читатель догадывается об этом по одному названию, пусть и начертанному весьма непривычно и довольно забавному для русского уха.


Финляндия – единственная страна, в которой промышленное пивоварение было создано русскими. Купец Николай Петрович Синебрюхов, отец которого перебрался в Финляндию из Ярославской губернии и имел маленькую кустарную пивоварню, в 1819 г. основал в Хельсинки (называвшемся тогда по-шведски Гельсингфорс) первую в стране индустриальную пивоварню. Она превратилась в большой успешный бизнес, поэтому открытие предприятия по сей день отмечается 13 октября как неофициальный праздник – День финского пива.

Современным финнам, которые привыкли к господству в стране светлых лагеров, наверняка сложно это представить, но поначалу на заводе Синебрюхова варилось только пиво верхового брожения, в основном портеры. Но уже к середине XIX столетия фирма полностью перешла на продукцию низового брожения, быстро завоевывавшую европейский рынок. Синебрюховское пиво имело немалый успех в Хельсинки и его окрестностях, предприятие успешно развивалось.



В 1848 г. Николай Синебрюхов умер, не оставив наследников. Его дело подхватил младший брат Поль, который оказался не менее одаренным предпринимателем. Он приумножил капитал предприятия и значительно расширил его. Именно Поль перевел производство полностью на продукцию низового брожения, которую стали варить по немецким рецептам.

После смерти Поля дело Синебрюховых вполне достойно продолжила его вдова (урожденная Тиханова).

Похоронив мать, старшие братья и сестра доверили семейный бизнес Полю-младшему, который не посрамил честь предков. В его эпоху фирма скупила в Хельсинки и его окрестностях множество мелких пивоварен и превратилась в неоспоримого лидера южной Финляндии.

Мало того, супруги Поль и Фанни Синебрюховы собрали уникальную коллекцию изобразительного и прикладного искусства, которую завещали государству. Это крупнейший частный дар в финской истории.

Так уж получилось, что в роду больше не появилось наследников-мужчин. В 1921 г. со смертью Фанни Синебрюховой исчезла и фамилия. Состав владельцев довольно быстро обновился, но никому и в голову не пришло менять название акционерного общества. К тому времени фамилия Sinebrychoff уже окончательно превратилась в мощный бренд, один из самых дорогих и узнаваемых в Финляндии и поныне.


В 1970-е к Sinebrychoff стала проявлять интерес стремительно расширявшаяся на международные рынки датская компания Carlsberg, которая в 1972 г. приобрела первый пакет акций финской пивоварни. В конце-концов, в 1999 г. Sinebrychoff окончательно перешла в собственность датчан.

Нынче Sinebrychoff производит два десятка сортов только собственного пива, центральное место среди которых занимают пять напитков под брендом Koff – самым популярным в Финляндии и самым известным из финских за рубежом.

Koff III – лидер внутреннего рынка, светлый лагер крепостью 4,5%, с тонким, сладковатым хмелевым вкусом, пьющийся очень легко. Как и положено для популярного пива, вкус приятный, весьма гладкий и ничем особенно не цепляет. Зато освежиться – самое то.

Koff IV A больше торгуется на экспорт. Содержание алкоголя – 5,2%, вкус немного ярче, чем у Koff III, чуть больше хмеля и горчинки.

Еще один сильный бренд Sinebrychoff – это Karhu. Шесть сортов, среди которых имеет смысл выделить, наверное, два.

Karhu IV A – светлый лагер крепостью 5,3% c ярко выраженным хмелевым вкусом средней горечи. Пьется довольно легко, это пиво хорошо идет после бани.

Karhu Tosi Vahva – очередной светлый лагер, с высоким 8-процентным содержанием алкоголя, но тем не менее довольно интересным, мягким вкусом с горечью чуть выше средней, в которой растворяется запах спирта.


Чтобы вы не думали, что компания варит лишь светлые лагеры, приведем в пример Sinebrychoff Porter. Это классический портер, 7,2% алкоголя, очень темный, с сильно выраженным вкусом какао. Пивовары пытались возродить рецептуру знаменитого синебрюховского портера эпохи, предшествовавшей введению Сухого закона, однако для этого они не имели культуры оригинальных элевых дрожжей. Выход был найден в создании новой культуры из настоящего ирландского Guinness.


Этот гранд финского пивоварения был основан в 1878 г. в Йисалми (центральная Финляндия) опытным пивоваром, финским шведом Вильямом Обергом и его супругой Онни как Iisalmen Oluttehdas Oy. С 1909 г. параллельно с пивом завод стал выпускать и безалкагольные напитки. Этот бизнес поддержал предприятие в годы Сухого закона.

В 1920–32 гг. фирма как Kajaanin Kalja Oy успешно торгует солодовыми напитками и лимонадами. Но как только Сухой закон был отменен, вновь берется за родное пиво. Уже под названием Oluttehdas Oiva Oy.

В 1952 г. руководство приняло решение изменить название компании. Первоначально предполагалось сократить до Oiva Oy. Но министерство торговли и промышленности не позволило. Дело в том, что финское слово oiva («совершенный») использовалось в названии многих фирм, бренд сливался с другими. А тут в Хельсинки «удачно» прекратила существование фирма с созвучным названием Olvi. Oiva выкупила права на него и превратилась в Olvi Oyj.


Поначалу смена названия не принесла удачу. 1950-е оказались сложными для предприятия из-за различных государственных ограничений на производство и сбыт алкоголя. Одно время новая политика госмонополии Alko снизило продажи Olvi примерно на четверть.

Однако предприятие выстояло, а послабления 1969 г. вдохнули в него новую жизнь. Развивая параллельно оба напраления – пиво и безалкогольные напитки – Olvi подошла в хорошей форме к большому рывку 1990-х.

Распад СССР открыл новые возможности для финских фирм. Владельцы Olvi не стали исключением. Воспользовавшись потребностью прибалтийских заводов в массированных инвестициях, они начали скупать их один за другим.

В 1996 Olvi приобрела 15% в AS Tartu Õlletehas, в следующем году – весь акционерный капитал дочерней Saare Õlu. В 1999 году Olvi стала мажоритарным акционером латвийской пивоварни Cesu alus и миноритарным – литовской Ragutis (ныне – Volfas Engelman). В следующем году будущая Volfas Engelman стала дочерней компанией Olvi.

В настоящее время концерну Olvi Group принадлежит 100% эстонской пивоваренной компании AS A. Le Coq, 99,3% латвийской A/S Cesu alus, 99,6% литовской Volfas Engelman, и купленных в 2008 и 2009 гг. 87,8% акций белорусского ОАО «Лидское пиво».

Таким образом, среди трех лидеров финского пивоваренного рынка Olvi Oyj – единственная, которая не только принадлежит отечественному капиталу, но и является ядром довольно крупного интернационального бизнеса.


На финском рынке компанией представлено сегодня одиннадцать сортов бренда Olvi и еще три – Sandels.

Olvi III – светлый лагер с содержанием алкоголя 4,5%, с мягким хмелевым вкусом, хорошо освежающий. Самый ходовой сорт компании.

Olvi Tuplapukki – редкий для Финляндии доппельбок. Содержит 8,5% алкоголя, но спирт здесь тонко обогащает слабый вкус хмеля и легкий аромат дыма.

Sandels III – еще один светлый лагер крепостью 4,7%, с мягким, гладким вкусом, хорошо подходит для бани.

На этом прервемся. В завершающей статье нашего обзора вас ждет рассказ о компании Hartwall и паре микро-пивоварен.

Андрей Деменков, inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий