Финское пиво: закаленное «сухим законом»


Особая история Финляндии предопределила и значительную разницу в истории развития финского пивоварения и южных прибалтийских соседей, о которых мы вам рассказывали в предыдущих сериях статей. Это во многом уникальный рынок пива, непохожий ни на один другой в Европе. Достаточно сказать, что здесь как ни в какой другой стране сказалось влияние России и русского предпринимательства, заложившего основы финского индустриального пивоварения.


Былинное пиво


Финны, как и прибалты, варят пиво с незапамятных времен. В национальным эпосе Kalevala, повествующем о глубокой древности, пиво упоминается множество раз. Уже в ту пору пиво варили ко всем языческим праздникам, на свадьбу, крестины и похороны.

Тогдашнее пиво было, конечно, слабенькое и не отличалось выдающимися вкусовыми качествами в силу примитивности технологии изготовления. А сортов было невероятное множество: чуть ли не в каждом доме варили свой, особый напиток по уникальному рецепту, передаваемому в семье из поколения в поколение. Отсутствие точных мер и технологий приводило к тому, что пиво даже по одному рецепту всякий раз получалось разное, порой удивляя новизной вкуса самих хозяев.

Один из пивных ресторанов Хельсинки

Ситуация стала меняться с приходом в XII веке шведских завоевателей. Они оказали на финнов примерно такое же культурное влияние, как немцы на народы Прибалтики. К культуре пивоварения это относится в той же мере. Ибо шведы обладали более совершенными способами изготовления пива.

В Средние века пивоварение в финских землях становится уже довольно массовым, а само пиво – важным товаром как на внутреннем рынке, так и для поставок за его пределы. Пиво пьют все чаще и больше, оно становится популярным товаром, прежде всего, в городах. В 1500-е годы в Швецию вывозятся тысячи литров финского пива. По меркам той эпохи не так уж и мало.

В XVIII веке в Финляндии появились первые махонькие пивные мануфактуры. Но это была лишь предтеча индустриальной эпохи. Которая была начата... русскими.

Индустриальная эпоха


В 1819 г., через десять лет после того, как Россия отвоевала Финляндию у шведов, русский купец Николай Синебрюхов основал в Хельсинки первую в Финляндии промышленную пивоварню. День ее открытия, 13 октября, впоследствии стал неофициальным национальным праздником Suomalaisen Oluen Päivä – Днем финского пива.


Со временем появлялись все новые промышленные пивоварни, до обретения Финляндией независимости отрасль процветала, бурно развиваясь. В начале ХХ века в стране варилось множество сортов светлых и темных лагеров, стаутов и портеров. А также традиционного финского пива Sahti, которое варится на ржаном солоде с добавлением можжевельника.

Разрушительный «сухой закон»


Действовавший с 1919 по 1932 годы «сухой закон» прервал успешное развитие пивоваренной отрасли Финляндии и положил конец многим старым традициям. Множество пивоварен исчезли навсегда, не сумев приспособиться и найти себя в производстве безалкогольных напитков.

Нелепая жесткость «сухого закона» в начале 1930-х стала очевидна большинству политиков, был проведен референдум, на котором свыше 70% жителей Финляндии высказались за отмену суровой нормы, что и произошло в 1932 г. Однако прежней свободы алкогольному рынку все равно не дали.

Частным пивоварням было разрешено лишь производить пиво в соответствии со строгими государственными нормами и под строжайшим контролем, а на продажу и вовсе наложили государственную монополию. Национальная компания Alko получила монопольное право на покупку, импорт, розничную продажу пива и других алкогольных напитков.

Конвейер на одном из заводов Olvi

При этом за продукцию пивоварен Alko платила одинаковую цену, вне зависимости от затрат производителя. Неудивительно, что все пивоварни занялись производством исключительно лагеров, поскольку они были самыми дешевыми. Это объясняет, почему по сей день в ассортименте финских пивоварен резко доминирует светлое пиво.

В столь жесткой ситуации мелкие пивоварни не выдержали конкуренции и либо закрылись, либо были поглощены более крупными. На пивном рынке довольно долго царила олигополия небольшого числа крупных предприятий, выпускающих небогатый ассортимент дешевых пильзнеров, которые государство реализовывало по баснословным ценам через жиденькую сеть магазинов Alko.

Полусвобода


Только в 1959 г. государственная монополия была смягчена, однако годом настоящего прорыва стал 1969-й. Наконец-то пиво – правда, только крепостью до 4,7% – было разрешено свободно продавать в продовольственных магазинах. С тех пор и по сей день более крепкое пиво в Финляндии можно приобрести только в системе Alko, у которой в Хельсинки, например, три десятка торговых точек, в которых частенько бывают очереди даже после того, как с 2004 г. они стали работать и по субботам. Правда, есть еще немало баров, которым разрешено предлагать посетителям крепкие напитки. Но и цены там соответствующее.

Пол-литровая банка самого дешевого пива до 4,7% крепости в магазинах Хельсинки стоит около двух евро. Неудивительно, что миллионы финнов постоянно ездят в Таллин за пивом (и прочим алкоголем), где оно стоит раза в три дешевле.

Малая толика пивного ассортимента в Финляндии

В обществе не утихают споры о том, какая алкогольная политика нужна государству, все еще сильны позиции тех, кто выступает за сохранение жесткой линии. Которая, надо сказать, в условиях открытых в ЕС границ не слишком-то толкова.

Несмотря на высокие цены, существующие ограничения на продажу и рекламу пива, жители Финляндии выпивают в год в среднем 84 л пенного напитка, что типично для Северной Европы и стран Балтии. Пиво играет немаловажную роль в финской культуре. Посиделки в пивном баре, праздничное пивное застолье – это обязательные ритуалы для очень многих финнов.

В основном в местной торговле покупают отечественное пиво, которое выпускают несколько десятков пивоварен. Однако в подавляющем большинстве это мелкие производители, чья роль на рынке очень скромна.

Безусловными «королями» финской пивоваренной отрасли можно назвать три компании – Sinebrychoff, Hartwall и Olvi, на которых приходится свыше 90% пивного рынка страны. Две первые принадлежат иностранному капиталу – Heineken и Carlsberg соответственно, а вот последняя не только сохранила самостоятельность, но и стала центром крупного международного объединения пивоварен, в которое входят, помимо финских, также балтийские и белорусские предприятия.

Бренд №1 – это, конечно, Koff (Sinebrychoff). Очень популярны также Olvi и Sandels (Olvi), Karhu (Sinebrychoff), Lapin Kulta и Karjala (Hartwall).

Но подробнее об этих и многих других сортах и их производителях читайте в следующих статьях. Первая будет посвящена его высочествам Sinebrychoff и Olvi.

Андрей Деменков, inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий