В первой части нашего обзора финского пива мы рассказали вам краткую историю пивоваренной отрасли страны. Вторая была посвящена двум из трех грандов пивного рынка Финляндии – компаниям Sinebrychoff Oy и Olvi Oyj. Пришла пора познакомить читателя с третьим гигантом и показать хотя бы парочку представителей малых пивоварен, коих в Финляндии, кстати, становится все больше. Там же следует искать и самое интересное пиво.
Многие пивоваренные компании занимаются производством и безалкогольных напитков. Но, как правило, это вторичный для них бизнес, к которому они прибегли для диверсификации уже после того, как занялись пивом. Однако данное предприятие – большое исключение из правила.
В 1836 г. профессор философии Виктор Хартвалл получил в Хельсинки лицензию на производство и розлив горячих и холодных минеральных вод. Поначалу они продавались исключительно как лечебные.
В 1860-е сын Виктора Людвиг начинает торговать минералками как прохладительными напитками, подслащивает их и, удовлетворяя стремительно растущий спрос, строит сеть киосков по всему Хельсинки.
Далее следут десятилетия практически безостановочного развития фирмы, создания новых напитков, расширения рынка. Особенно мощным был взлет во время Первой мировой войны: с 1913 по 1916 гг. продажи вымахали с 750 до 1850 тыс. бутылок. А к 1938 г. Hartwall превращается в крупную корпорацию, преодолев рубеж в 10 млн бутылок в год.
Вы спросите: а где же пиво? До него еще далеко!
В 1952 г. с Олимпийскими играми в Финляндию прибывает и Coca-Cola, которая выбирает Hartwall своим партнером.
И наконец в 1966 г. Hartwall входит в пивоваренный бизнес, купив пивоварню Lappeenranta-Lauritsala. Ее пиво Karjala рекламируется под слоганом «Karjalasta kajahtaa» («Громовой раскат из Карелии», строка из патриотической карельской песни), бутылка оформлена с использованием герба карелов. Все это напоминает финнам об утерянных в войне с СССР восточных территориях. Покупать пиво Karjala считается актом неповиновения захватчикам. Протест советского посла Ковалева подбрасывает продажи до небес.
Hartwall пришла на рынок пива как нельзя вовремя. В 1969 г. долго действовавшая в Финляндии госмонополия на торговлю спиртным была ослаблена, появилась возможность продавать легкое пиво самостоятельно. Заметно повысилась коммерческая привлекательность производства пенного напитка.
Hartwall начала агрессивно скупать пивоварни. В основном это были небольшие предприятия, но сумма из них складывалась довольно весомая. Однако в 1980 г. было завершено приобретение довольно крупной и именитой лапландской пивоварни Lapin Kulta, а в 1988 г. – гранда финской пивоваренной отрасли Mallasjuoma с центром в Лахти. Набрав такую мощь, Hartwall задумалась о зарубежной экспансии.
И опять время оказалось для компании очень удачным: распался СССР. Hartwall совместно со шведской компанией Prips Bryggeriet создает холдинг Baltic Beverages Holding, который с 1991 г. начинает скупать в постсоветских странах пивоваренные предприятия, стоившие безумно дешево и остро нуждавшиеся в инвестициях. В 1993 г., после ряда приобретений в Прибалтике, BBH становится хозяином еще и российской «Балтики».
В 2002 г. Hartwall для завоевания новых рынков пошла на слияние с британской компанией Scottish & Newcastle. В 2008 г. бизнес S&N в ряде стран, включая Финляндию, был выкуплен и разделен между Carlsberg и Heineken, последняя и поглотила Hartwall.
Сегодня Hartwall производит дюжину собственных сортов пива пяти брендов, два из которых входят в число наиболее сильных в Финляндии.
Прежде всего, это Lapin Kulta. Сорт Lapin Kulta IVA – самое популярное и именитое пиво Hartwall. В переводе с финского название означает «Золото Лапландии». Этот светлый лагер крепостью 5,2% отличается хорошо сбалансированным вкусом, почти без горечи, пьется очень легко. Производится на уникальной, чистейшей лапландской воде, придающей напитку особый вкус.
Бренд Karjala представлен сегодня четырьмя сортами, из которых можно отметить особо, пожалуй, Karjala IVA и Karjala Terva.
Karjala IVA – светлый лагер, содержание алкоголя 5,2%. Очень мягкий, с плотным, немного горьковатым вкусом, при этом легко пьющийся.
Karjala Terva – еще один светлый лагер, 4,6-процентной крепости, с очень своеобразным смолянистым ароматом и целым букетом вкусов.
Еще один популярный сорт – Urho 4,7. Это светлый лагер крепостью 4,7%, с весьма интересным, ярко выраженным хлебным вкусом и мягким послевкусием.
Lammin Sahti
Как уже говорилось ранее, в Финляндии довольно много малых, а вернее – мелких производителей пива. Это чисто локальные предприятия, продукция которых не расходится дальше определенного, строго ограниченного региона. Выделить кого-то из них довольно сложно, поэтому лишь в качестве показательного примера расскажем о паре таковых.
Старейшая финская микро-пивоварня Lammin Sahti Oy была основана в 1985 г. (да-да, старейшая!) Пеккой Кярияйненом, который по сей день с супругой руководит этим бизнесом, включающим не только производство пива. Несмотря на скромный масштаб бизнеса (годовой оборот около миллиона евро), пивоварня выпускает четыре сорта пива и два вида сидра.
Основным продуктом является Sahtia 7,5% – традиционное финское домашнее пиво сахти из ржаного солода с добавлением можжевельника, крепостью 7,5%, как явствует из названия. Это пиво продается лишь в пабе при пивоварне и полудюжине других мест неподалеку от Хямеэнлинна, в котором и находится предприятие. Всего реализуется около 30 тыс. л в год.
С 1999 г. фирма запустила в производство два вида эля – Käki 4,5% и Puhti 7%. Расчет на то, что в Финляндии не хватает своих темных сортов пива и особенно элей, оправдал себя, оба сорта пользуются хорошим спросом у потребителей. Поэтому в 2010 г. к своему 25-летию Lammin Sahti выпустила еще один эль – Pollo (4,5%).
Hollolan Hirvi
В поселении Холола, неподалеку от Лахти, пиво варят с незапамятных времен. Археологические свидетельства говорят о том, что в этих краях пивоварением занимаются два тысячелетия, первые упоминания об этом в письменных источниках появляются пять веков назад.
Тем не менее пивоварня Hollolan Hirvi – предприятие очень молодое, основано в 1990-е при местном ресторане. Но это не мешает тамошним пивоварам следовать древним рецептам и технологиям, готовя его полностью вручную, разумеется, исключительно «живым» – без пастеризации и фильтрации.
Всего здесь варят четыре сорта – традиционный финский сахти Hirvi Kivisahti (6,5% крепости), пильзнер Peura Pils (4,2%, сочный хмелевой вкус), эль Tumma Hirvi (4,5%, с сухим карамельным вкусом) и Kivipukki (6,6%, красноватого цвета, со слегка сладковатым солодовым вкусом).
Андрей Деменков, inpinto.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий