Латвийское пиво: Aldaris и Livu alus


В прошлой статье мы поведали вам краткую историю пивоваренной отрасли Латвии, рассказали о ее сегодняшнем состоянии и о том месте, которое она занимает в латвийском обществе. Сегодня будет более подробный рассказ о двух из трех лидеров рынка. О тех компаниях, которые с некоторой натяжкой могут служить показательными примерами старого и нового пивоваренного дела в Латвии. И в хорошем, и в не самом лучшем смыслах.


Это далеко не самая старая, но на протяжении более столетия ведущая пивоварня Латвии. Она была построена в 1865 году неподалеку от Риги по инициативе баварского пивовара Йоахима Даудера и получила название Waldschlöbchen, что в переводе с немецкого означает «лесной дворец». И сразу стала одним из крупнейших производителей пива на латвийской земле, в ту пору входившей в состав Российской империи.

Продукция пивоварни пользовалась быстро растущим спросом, к концу XIX века модернизированное и расширенное предприятие стало лидером региона и прославилось своей продукцией не только в России, но и за ее пределами. В ту пору в Waldschlöbchen варили пять сортов пива, из которых особенным спросом пользовались Porter и Eksporta.

О статусе пивоварни в ту пору немало скажет тот факт, что в 1905 году сотня маститых экспертов пивного дела из многих стран Европы съехались в Ригу, на Европейский конгресс пивоваров, за проведение которого отвечала Waldschlöbchen, накануне ставшая акционерным обществом.

Как ни странно, хоть Рига в Первую мировую побывала прифронтовым городом, а в 1918 году пережила немецкую оккупацию, Waldschlöbchen не пострадала. Однако пиво из-за войны тогда не производилось, лишь раз-два в месяц проводились небольшие варки ради сохранения уникальной дрожжевой культуры предприятия.

Вскоре после создания Латвийской Республики пивоварня возобновила полноценную работу. Однако объемы производства были уже не те – рынок значительно сузился, прежде всего из-за потери восточных потребителей.


Но на волне бурного роста латвийской экономики во второй половине 1930-х предприятие переживает переломный момент. В 1937 году создается новое открытое акционерное общество, проводится капитальная модернизация пивоварни, получившей новое название – Aldaris. На предприятии установили самое современное германское оборудование, позволившее добиться высшего качества продукции (уникальные котлы работают до сих пор в старом здании пивоварни). В то же время Артурсом Апейнисом была создана новая эмблема, которая красуется на этикетках Aldaris и в XXI веке.

Советская эпоха оказалась не самой лучшей в истории предприятия, новую независимость Латвии Aldaris встретила в довольно непростом положении. Серьезно устаревшей пивоварне требовались большие инвестиции и новые знания, чего не могла дать простая приватизация.

В 1992 году крупным акционером пивоварни становится известная скандинавская группа Baltic Beverages Holding, частично принадлежавшая именитой Carlsberg Group с центром в Дании. Постепенно BBH повышает свое участие до контрольного пакета, а к 2008 году, когда Carlsberg Group становится единственным владельцем BBH, холдингу принадлежит уже свыше 80% акций AS Aldaris. И в том же году латвийское предприятие становится частью Carlsberg Group.

Все последние двадцать лет Aldaris постоянно инвестировала большие деньги в модернизацию, в обновление и расширение производства. Результатом стало неизменное лидерство на рынке в условиях весьма жесткой конкуренции.


На сегодня Aldaris производит девятнадцать сортов собственного пива (не считая Carlsberg и Tuborg, обязательных для входящих в Carlsberg Group предприятий). Шесть из них выпускаются исключительно в характерных для латвийского рынка двухлитровых пластиковых «бомбах» и для пивных гурманов не представляют интереса.

Aldaris Pilzenes – один из наиболее популярных в Латвии сортов. Варится по старому рецепту пивоварни. Этот 4,2%-ный пилзнер обладает хмелевым ароматом и ярким солодовым вкусом средней горечи.

Aldaris Luksus – светлый лагер класса премиум крепостью 5,2%, обладает сочным золотистым цветом и мягким, сладковатым вкусом. В 2008 году удостоился золотой медали на престижном конкурсе European Beer Star.

Aldaris Porteris – еще один старинный сорт. Этот портер 6,8%-ной крепости с отменным карамельным вкусом и винным привкусом в 2009 году завоевал серебряную награду на European Beer Star.

Aldaris Dumaku – нефильтрованный лагер, 5,2%-ный, запущен в производство несколько лет назад, но уже обрел в Латвии немалую популярность. Отличается насыщенным фруктовым вкусом с небольшой горчинкой.


В 2011 году пивоварня разродилась сразу двумя новыми сортами – светлыми лагерами Aldaris Muižnieku и Aldaris Kviešu. Пожалуй, второй стоит отметить особо: это нефильтрованное пшеничное пиво крепостью 5,0% с богатым фруктовым вкусовым букетом.


У этой пивоварни по строгим меркам производителей пива нет своей истории. Она была основана в Лиепае в 2000 году, вскоре после того, как закрылась старая пивоварня города. И всего за несколько лет умудрилась войти в тройку лидеров Латвии, отхватив примерно одну шестую внутреннего рынка.

В 2008 году предприятие купила датская компания Royal Unibrew, которая тут же инвестировала немалые средства в модернизацию и расширение пивоварни.

В баре Cetri kausi, открытом при обновленном предприятии, можно не только отведать свежайшего пива, но и наблюдать через стеклянный пол сам процесс его изготовления.

Еще недавно Livu alus поставляла на рынок четырнадцать сортов пива, но кризис и прочие обстоятельства (включая новую стратегию сменившихся владельцев) привели к сокращению ассортимента всего до пяти самых ходовых наименований, на которых были сосредоточены все производственные и маркетинговые ресурсы предприятия. Нельзя сказать, чтобы это расстроило пивных гурманов: большая часть продукции Livu alus рассчитана не на них, а на совсем непритязательную публику. Поэтому и реализуется в основном в двухлитровых PET-«бомбах».

Вообще, история стремительного роста Livu alus – наглядное свидетельство тому, что рынок завоевывает скорее посредственное, нежели уникальное пиво. Конечно, в первую очередь благодаря невысокой цене, но также и усредненному вкусу, который никого не восторгает, однако очень многих устраивает.


Самый популярный сорт этого производителя – Livu Senču. Это светлый лагер с мягким, довольно гладким хмелевым вкусом и 5,2%-ным содержанием алкоголя. Livu Tradicionalais – еще один светлый лагер, но уже 6%-ной крепости с более выраженным, горьковатым вкусом.

Оба сорта с 2010 года разливаются, помимо PET-тары, в новые стеклянные бутылки, разработанные бельгийской студией дизайна Omco, которая ранее сотрудничала со многими ведущими пивоварами мира.

Как уже упоминалось выше, новые владельцы резко сократили количество сортов бренда Livu. Главной причиной стало то, что они приобрели пивоварню отчасти для того, чтобы перевести туда из Лиелварде производство пива Lačplesis. Скромная лиелвардская пивоварня быстро исчерпала свои возможности, после того как датчане в период с 2005 по 2007 годы резко нарастили продажи, реорганизовав производство и сбыт по западноевропейским стандартам.

Lačplesis Dzintara – самый популярный сорт бренда, вопреки закономерным ожиданиям не светлый, а янтарный венский лагер крепостью в 4,8%, с солодово-карамельным вкусом и мягкой горчинкой.

На этом мы прервемся. В третьей статье, завершающей наше путешествие по пивному миру Латвии, вас ждет рассказ еще об одном гранде латвийского рынка – Cesu alus, а также некоторых малых предприятиях и их продуктах.

Андрей Деменков, inpinto.com  

Комментариев нет:

Отправить комментарий