Вряд ли есть хоть кто-нибудь среди мало-мальски любящих пиво, не слыхавший о датской продукции. Однако для основной массы простых любителей ее олицетворяет одно-единственное слово — Саrlsberg. А вот упоминание занимающей почетное второе место Royal Unibrew у подавляющего большинства вызовет лишь неопределенное пожимание плеч. Отчасти потому, что само современное название компании довольно молодо. К тому же, слава его рассредоточена на несколько брендов. Попробуем разобраться в них, определивших историю концерна.
Пивоварня одной из Зеландий
Родилась компания в 1901 году в городке Факсе на побережье Балтийского моря крупнейшего датского острова Зеландия (не путать с одноименной голландской провинцией) как Fakse Dampbryggeri. Маленькую тогда семейную пивоварню основали супруги Конрад и Николин Нильсены. Дела у предприятия шли успешно, развитию не помешала даже ранняя кончина Конрада: его молодая вдова Николин, в 1914 году переименовав фирму в Faxe Bryggeri (изменилось написание названия городка), продолжила начатое с мужем дело самостоятельно и сумела распространить сбыт продукции, которая к тому времени включала уже и ряд безалкогольных напитков, на большую часть Зеландии вплоть до Копенгагена.
Рост производства и переход на промышленные рельсы принудил искать новые источники сырья. В 1930-х на глубине 80 метров был найден уникальный источник идеально отфильтрованной известняковыми породами минеральной воды, который центральная пивоварня разросшейся компании использует по сей день.
С открытием скважины развитие пивоварни получило новый толчок. Faxe довольно быстро выбилась в число ведущих производителей светлых лагеров Зеландии. К тому времени, когда Николин Нильсен в 1945 году отошла от дел, ее детище стало крупной региональной фирмой, хорошо известной в Дании.
Трое сыновей Николин, подхватив бизнес, преобразовали фирму в товарищество. Десятилетие их руководства отличалось на удивление стабильным развитием предприятия, которое к 1956 году выросло настолько, что было переименовано в компанию.
Тем не менее в 1960 году в истории Faxe началась совершенно новая эпоха. После смерти последнего из тройки сыновей Николин бразды правления получил молодой тогда наследник Бент Брайд-Нильсен. Он энергично взялся за расширение ассортимента продукции компании, попутно внедряя новые принципы управления бизнесом. Ставка все больше делалась на агрессивный маркетинг.
Усилиями Брайд-Нильсена компания стала игроком национального масштаба и заметным датским экспортером в Германию, Швецию и Великобританию.
Слияния и экспансия на восток
Эпохальным оказался 1989 год, когда компании Faxe Bryggeri и Jyske Bryggerier, объединившись, создали второй по размерам датский пивоваренный концерн, который в 1992 году получил название Bryggerigruppen. Фирмы удачно дополнили друг друга и за счет сокращения параллельных служб оптимизировали расходы. Jyske Bryggerier, помимо сильных позиций в Ютландии, расширила зарубежные рынки партнера Италией и карибскими странами.
А в 1998 году Bryggerigruppen A/S вышла на биржу, став открытым акционерным обществом. IPO оказалось успешным, концерн, который в 2000 году поглотил еще и сильную региональную пивоварню Albani Bryggerierne A/S из Оденсе, утроил по сравнению с 1990-м годом свой экспорт и, получив наконец нынешнее название Royal Unibrew, смог аккумилировать большие средства. Для чего? Для завоевания весьма интересных рынков Восточной Европы, на которых уже вовсю хозяйничала Carlsberg Group.
Несмотря на то, что Royal Unibrew шла на восток далеко не первой, и активы там были уже куда дороже, нежели в начале 1990-х, когда истощенные социализмом экономики отдавались иностранным инвесторам за бесценок, вложения виделись перспективными.
В 1999 году датчане получили контроль над крупной литовской пивоварней AB Vilnius Tauras, затем в 2001 приобрели Kalnapilis AB и слили обе фирмы в объединение AB Kalnapilio-Tauro grupe, второе в Литве по объемам производства.
В 2004 году настала очередь Латвии. Сначала была куплена Cido grupa, специализирующаяся на производстве безалкагольных напитков. А несколько месяцев спустя к этому приобретению датчане приплюсовали пивоварню Lačpleša alus в городке Лиелварде. В ее развитие были инвестированы большие средства, спрос быстро вырос, и собственных мощностей небольшого предприятия со временем стало не хватать. Тогда Royal Unibrew в 2008 купила еще и лиепаескую пивоварню Livu alus, нарастила ее мощности и перевела туда производство из Лиелварде. Ныне Livu alus занимает третье место в Латвии по выпуску пива.
Экспансия в Польшу оказалась не столь успешной, как завоевания в Литве и Латвии. В период с 2005 по 2007 год Royal Unibrew скупила три пивоварни, самой лакомой среди которых была Browar Lomža — четвертая по мощности на востоке страны. Однако в 2011 году датчане продали группу местной компании Van Pur, обменяв ее на 20% акций объединения.
Слагаемые успеха
За сто десять лет маленькая семейная пивоварня из захолустного городишки превратилась во вторую пивоваренную компанию Дании и крупный международный концерн. Конечно, до Carlsberg Group, особенно на мировом рынке, Royal Unibrew еще далеко, однако разрыв между ними быстро сокращается. На каком же пиве поднимается компания?
Да на обычных массовых напитках довольно среднего уровня, как это и бывает у большинства крупных пивоваренных компаний. В Royal Unibrew просто сумели угодить широчайшему кругу потребителей, не слишком требовательных ко вкусу приобретаемого напитка, лишь бы он был достаточно приятным и относительно недорогим. Именно усредненное соотношение цены и качества, умение найти оптимум для большинства и помогло Royal Unibrew взмыть на нынешние позиции. Самым главным здесь было минимализировать издержки, щедро инвестируя в ультрасовременные производственные и складские технологии (у центральной пивоварни концерна роскошный полностью автоматизированный склад на 18,5 тыс. поддонов) и грамотно выстроить логистические цепочки.
В Дании у концерна три основных пивных бренда — Faxe, Royal и Albani. Первый особенно хорошо известен за пределами страны, последний — чисто внутридатский.
Faxe Premium — главный сорт бренда и всего концерна. Типичный европейский массовый премиум-лагер с 5%-ным содержанием алкоголя и мягким солодово-фруктовым вкусом и хмелевым послевкусием. Помимо Дании, производится по лицензии в Литве и России.
Royal Export — еще один премиум-лагер, похож на предыдущий, разве что вкус у него жестче, с металлическими нотками, а содержание алкоголя, когда-то достигавшее 5,8%, ныне составляет 5,4-5,6%.
Albani Odense Pilsener — самый популярный сорт третьего из ведущих брендов Royal Unibrew, крепостью в 4,6%, с выраженным солодовым вкусом, в котором улавливаются нотки кукурузы, и мягким хмелевым послевкусием с горчинкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий