Латвия: пивные столетия


Как и соседи эстонцы и литовцы, латыши знакомы с пивом с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют хроники немецких завоевателей, нахлынувших в латвийские земли в XIII веке. Да и весь латышский фольклор пронизан упоминаниями о пиве. Древним предкам латышей пиво служило примерно тем же, чем эллинам – разбавленное вино, а китайцам – чай.

Уж в этом-то немецкие крестоносцы и завоеванное местное население нашли общий язык, поэтому в пивную культуру Латвии за многие столетия германского господства было привнесено очень много немецкого.

Первый расцвет: немецкое вливание


Немцы владели более совершенной техникой изготовления пива, поэтому движение было в основном односторонним: местное население перенимало у завоевателей то, чего не хватало их примитивным способам варки. Однако привнесенное не вытеснило собственных находок: сохранившиеся по сей день латышские домашние пивоварни готовят напиток по семейным рецептам, дошедшим до них через многие поколения.

Национальная латышская кухня немыслима без пива

В Средние века роль пива в экономике латвийских земель была чрезвычайно высока: пиво варили в каждом монастыре, в каждой мызе, да практически на каждом хуторе. В большинстве своем это было производство для собственного стола, но городские пивоварни активно работали на торговлю: дело было очень выгодным. В Риге имелось аж две гильдии пивоваров – Большая и Малая, которые разодрались вдрызг, воюя за эксклюзивное право производить пиво.

И все же во второй половине XVI века, как и во многих других регионах Северной и Центральной Европы, пивоварение на латвийских землях переживало определенный упадок. Молниеносно распространялась водка, которая вытесняла из потребления массового покупателя все прочие виды алкогольных напитков. Ее производство обходилось в 3-5 раз дешевле пива, а «по шарам било» куда хлеще – что еще нужно пропойцам?

Многие мызы в тот период переключились с производства пива на водочное дело. К XIX веку, по некоторым данным, производителей водки было уже на 20-25% больше, чем пивоваров, а объемы производства разнились еще сильнее. Пиво оставалось уделом лишь самых преданных поклонников.

Второй расцвет: зарождение индустрии


Картина начала меняться в XIX веке, когда в Латвию пришли индустриальные способы производства, резко удешевившие пиво и стабилизировавшие его качество.

В 1796 году в Риге начинает работу первая латвийская промышленная пивоварня Gust. Kuncendorf, одна из ведущих в отрасли до конца 1930-х, в 1945 году переоборудованная в ликеро-водочный завод Veldze.

1815 год – рождение другой именитой пивоварни Kymmel, опять же в Риге, просуществовавшей под разными названиями до середины 2000-х. Затем одно за другим появляются всё новые предприятия в самых разных местах Латвии. Параллельно с ростом производства и объемов продаж происходит постепенное вытеснение мелких кустарей.

«Как тогда» – интерьер одного из пивных баров в Бауске

Во второй половине XIX века в целом по стране было построено двадцать шесть новых предприятий. Каждое из них убивало несколько маленьких старых, не выдерживавших конкуренции. Только в Курземе (Западная Латвия) из полутора сотен пивоварен 1860-х к концу столетия сохранилась лишь треть.

Главным событием эпохи стало основание в 1865 году пивоварни Waldschlöbchen неподалеку от Риги, ныне известной как Aldaris. Она сразу строилась как крупное (по тем временам) промышленное предприятие и с тех пор неизменно задает тон в латвийском пивоварении.

Первая мировая война и последующие события, окончившиеся созданием независимой Латвийской Республики, не нанесли особого урона пивоваренной отрасли, прежде всего потому, что Waldschlöbchen не пострадала. Тем не менее экономический спад, вызванный потерей части населения из-за военных смертей и массовой эмиграции, а также утратой российского рынка, на который ранее в немалой степени ориентировалось латвийское хозяйство, привел к определенному спаду и в пивном деле.

Третий короткий расцвет и стагнация


Лишь во второй половине 1930-х на волне очередного экономического подъема пивоварни страны пережили ренессанс. Существенно вырос спрос на пиво, позволивший предприятиям найти средства на расширение и модернизацию.

Пришедшая с востока в 1940 году советская власть прибрала к рукам в основном современные предприятия, перестроенные по последнему слову тогдашней техники. Однако воспользоваться этим богатством толком не успела: Вторая мировая война причинила серьезный урон многим пивоварням.

Новехонькие котлы в пивоварне Valmiermuižas

В советское время латвийская пивоваренная отрасль жила примерно так же, как и эстонская. Новых крупных предприятий не строилось, в старые поначалу было много инвестировано на послевоенное восстановление, затем расходы свелись к минимуму, достаточному лишь на поддержание отрасли и минимальное развитие, все меньше удовлетворявшее растущий спрос.

К кончине СССР латвийские пивоварни подошли в довольно плачевном состоянии. Их технологический уровень радикально отставал от западного и требовал огромных инвестиций, которых на внутреннем рынке найти было невозможно. В результате приватизированные в начале 1990-х пивоварни в большинстве своем перешли во владение иностранцев. Все тех же финнов и датчан, которые доминируют и на рынках прибалтийских соседей.

Новая эпоха


Изменения пошли на пользу. Была проведена серьезнейшая модернизация пивоварен и увеличены их мощности. Сегодня латвийское пиво отвечает самым строгим европейским требованиям. А уж сколько варится сортов!

На сегодняшний день в Латвии полтора десятка промышленных пивоварен, три из них резко доминируют. Прежде всего, это рижская Aldaris, на которую приходится порядка 40% рынка, а также Cesu alus в Цесисе с ее примерно 20% и лиепайская Livu alus, которая удерживает около 15%. Далее следует дюжина небольших и совсем малых пивоварен, самые крупные из которых не имеют и 5% латвийского рынка.

Мировой кризис, ударивший по Латвии с особой силой, внес свои коррективы в распределение рынка. В 2008 году была закрыта четвертая по значению даугавпилсская пивоварня Latgales alus с богатой историей.

В последние годы потребление пива заметно снизилось и Латвию отличает годовой показатель в 63 л на душу, относительно низкий на фоне Эстонии и Литвы с их 85 и 83 л соответственно. Чтобы популяризовать пиво и усилить роль пивоваренной отрасли в экономике страны, в 2011 году производители и ценители пива объединенными усилиями организовали фестиваль Latvia Beer Fest, который намерены проводить ежегодно.

На фестивале Latvia Beer Fest 2011 пиво лилось рекой

Что интересно, Латвия особенно выделяется структурой потребления. Во-первых, если по всем европейским странам потребление пива распределяется довольно равномерно в течение всего года, латвийцы зимой покупают мало (здесь еще только начинают привыкать к сезонным зимним напиткам вроде популярных в других странах рождественских портеров), а вот летом продажи вырастают буквально в разы.

Во-вторых, в Латвии нетипично высока доля дешевого пива, приобретаемого в РЕT-таре, – порядка 50% против, к примеру, 30% в соседней Эстонии.

И все же Латвия – страна богатой пивной культуры с интересной пивоваренной отраслью, о которой мы расскажем подробнее в последующих статьях. А начнем со знакомства с двумя из трех ведущих пивоварен страны – Aldaris и Livu alus.

Андрей Деменков, inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий