Украинская корпорация «Оболонь» во многих смыслах уникальное предприятие. По строгим меркам европейских пивоваров у нее почти нет истории. Однако когда многие другие пивоварни бывшего СССР, и весьма крупные, скупались иностранцами, украинцы сумели своими силами модернизировать производство, выстоять в жесточайшей конкурентной борьбе и стали сами скупать другие предприятия.
В итоге создали гигант, который не просто лидер украинской пивоваренной отрасли, один дающий порядка 80% экспорта пива из страны. Это еще и единственная на просторах огромного бывшего СССР пивоваренная компания, которая в 2010 г. была представлена в ТОП-40 ведущих производителей мира, заняв весьма почетное 28-е место по объемам реализации с долей 0,5% от рынка планеты. Даже именитая Foster's Group оказалась позади.
Как такое стало возможным? Об этом расскажет короткая, но весьма насыщенная история корпорации.
Советский старт
Годом основания «Оболони» можно смело считать 1980-й, когда только что построенный по чешскому проекту Киевский пивзавод №3 к Московской Олимпиаде (футбольная часть которой проходила и в Киеве) выпускает первую продукцию. Строили его по чехословацкому проекту и с чехословацким оборудованием, чехословацкие специалисты подбирали подходящее место для строительства над богатым источником высококачественных, чистейших грунтовых вод, залегающих примерно на трехсотметровой глубине. Пиво на такой воде, да по славным чешским технологиям сразу же завоевало огромную популярность у потребителей советской Украины, не избалованных пивным изобилием.
Важнейшей датой затем становится 1986 год: именно тогда была заложена основа современной корпорации. На базе пивзавода №3 было создано пивобезалкогольное объединение под названием «Оболонь» (по одноименному району украинской столицы), в которое вошли также киевские пивзаводы №1, №2 (ныне – самостоятельное предприятие «Пивзавод на Подоле») и Фастовский пивзавод.
1989 год становится также одним из ключевых в истории «Оболони». Первая партия украинского «Жигулевского» отправляется в Великобританию, где находит определенный спрос. Это событие можно считать началом экспортной деятельности будущего концерна.
Но что еще важнее, в том же 1989 году генеральным директором пивобезалкогольного объединения «Оболонь» стал Александр Слободян, который и по нынешний день остается его бессменным руководителем, во многом определившим успех предприятия.
В 1990-м в полном соответствии с новыми экономическими веяниями коллектив объединения берет предприятие в аренду с правом выкупа.
А в 1992 году становится первым частным предприятием независимой Украины, что закреплено в приватизационном свидетельстве Фонда Госимущества Украины №1. В 1993-м. закончилось оформление новой формы собственности – объединение «Оболонь» стало закрытым акционерным обществом.
Постсоветский разбег
Помня о том, что для того, чтобы не упасть, нужно постоянно находится в движении, руководство «Оболони» заботится о новых продуктах. В 1994 году компания одной из первых в бывшем СССР запустила в производство знаменитый джин-тоник. В 1997-м первой на Украине приступила к разливу пива в жестяные банки.
К середине 1990-х предприятие становится настолько сильным, что начинает поглощать конкурентов. В 1996 году ЗАО «Оболонь» выкупает долю в ОАО «Севастопольский пивобезалкогольный завод» и ЗАО «Бершадский пивокомбинат». Впоследствии «Оболонь» получает контроль еще над несколькими предприятиями по всей Украине, с которыми и формирует современный концерн.
В 1998 году в Чемеровцах Хмельницкой области была создана научно-производственная ассоциация «Нива Оболонь», которая занялась селекционной работой, выведением и промышленным размножением семян перспективных сортов ячменя. Этим была обеспечена надежная сырьевая база «Оболони».
Коммерческий успех приносит и общественное признание. В 2003-м бренд «Оболонь» признан «Золотой торговой маркой» Украины.
Мощь XXI века
А уже в 2004 году на головном заводе «Оболони» была запущена крупнейшая в Европе линия разлива пива мощностью 110 тыс. бутылок в час, благодаря которой он вошел в тройку крупнейших пивоварен Европы. Одновременно с этим был введен в строй новый варочный порядок концерна Ziemann общей стоимостью 18 млн. долларов. На сей раз чехословацкая основа была обогащена немецким оборудованием.
В 2005 году «Оболонь» выводит на рынок новую линию недорогого пива «Десант», которая пользуется хорошим спросом по сей день.
2007 год в истории корпорации отмечен новой вехой: на головном заводе установлен очередной новый варочный порядок и запущены мощные линии разлива в PET-тару, стеклянные бутылки и в алюминиевые банки.
2009 год отмечен сразу несколькими важнейшими событиями. В Чемеровцах запущен новенький солодовый завод стоимостью свыше 100 млн. долл. и мощностью 120 тыс. тонн продукции в год. В Фастове на «Пивоварне Зиберта» закончена масштабная модернизация, портфель брендов корпорации пополнился новой торговой маркой Zibert. Линейка состоит из трех сортов – «Zibert Светлое», «Zibert Баварское» и «Zibert Белое».
В 2010 году на мощностях пивоварни «Брестское пиво» в Беларуси началось лицензионное производство пива торговой марки «Десант». Это первый подобный случай в истории «Оболони».
На сегодняшний день корпорация «Оболонь» включает десяток предприятий по всей Украине и выпускает около трех десятков сортов пива и пивных миксов. Два из них – немецкий Bitburger Premium Beer и британский Carling – производятся по лицензии. Нас же интересуют прежде всего собственные продукты «Оболони».
Сплошные «светлости»
Сразу следует отметить, что «Оболонь» (за единственным исключением) – это светлые лагеры, так уж сложилось. Так что помните об этом при ознакомлении со следующим далее списком.
«Оболонь светлое» – самое популярный сорт. Легкий, доля алкоголя порядка 4,5%, с довольно гладким вкусом. Как отмечают многие украинские любители пива, несколько лет назад был очень популярен, особенно в молодежной среде. Но в последние годы качество напитка заметно сдало.
«Оболонь премиум» – еще один из наиболее популярных сортов корпорации. Довольно типичный для массового пива, крепостью в 5%, с мягким и относительно насыщенным вкусом и легкой горечью в послевкусии. Особую мягкость ему придает добавление в солод риса.
«Оболонь Exclusive» – 5,3% крепости. Напиток с ярко выраженным, в то же время, мягким солодовым вкусом и средней хмелевой горечью во вкусе и аромате.
«Оболонь живое» – на самом деле не совсем живое, поскольку непастеризованное, но все же фильтрованное. Фильтруется при особо низких температурах, и хранится до 45 суток. Содержание алкоголя – 4,5%. Запущено в производство в 2009 году, но уже успело обрести круг почитателей благодаря высокому качеству и насыщенному вкусовому букету.
hike premium beer – пиво XXI века, явно ориентированное на молодежь, что угадывается в своеобразном «чатовом» англоязычном наименовании. Содержание алкоголя – 4,8%. Помимо прочего, сорт интересен тем, что он готовится на особом сорте хмеля с добавлением мальтозного сиропа во время варки.
«Оболонь бархатное» – то самое исключение, которое упоминалось выше. Опять же лагер, но все-таки темный. В соответствии с названием обладает чуть бархатистым, карамельным вкусом и крепостью 5,3%.
На сегодня все. Во второй части обзора вас ждет рассказ об основных дочерних предприятиях концерна «Оболонь» и их интересной продукции.
Андрей Деменков, inpinto.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий