Французское пиво: не нонсенс, а глубокая традиция



Ну да, ну да, Франция — это вино, шампанское, коньяк, арманьяк... Но это еще и пиво! И, между прочим, совсем не плохое. Конечно, до Германии или Чехии в этом французам еще расти и расти, но ведь и у немцев есть рейнские и мозельские вина, целое явление под названием «рислинг». Так почему французы не могут похвастаться, например, эльзасским пивом? Мы ведь не станем им запрещать...


Глубочайшие корни


Кому-то покажется странным, но пиво на территории современной Франции варили с незапамятных времен. Пожалуй, намного раньше, чем в тех краях Северной и Центральной Европы, которые считаются ныне центром мирового пивоварения. Еще древним галлам был хорошо знаком этот напиток.

Совсем недавно археологи обнаружили в винодельческом Провансе следы того, что пиво в тех краях варили еще 2500 лет назад. Вино там научились делать куда как позже.


Однако особо благоприятные для виноградников климатические условия привели к тому, что Франция со средних веков известна преимущественно как страна виноделия. Пиво тоже варили всегда и в немалых количествах. Но оно расценивалось лишь как второстепенный прохладительный напиток, а наслаждение от вкусового букета искали в продуктах из винограда.

Кажется невероятным, но в начале XX века во Франции насчитывалось порядка трех тысяч пивоварен! Разумеется, в основном мелких, зачастую просто кустарных. Тем не менее эта мелочь в сумме производила немало пива.

В дальнейшем по мере индустриализации количество пивоварен во Франции неумолимо сокращалось, малышей-кустарей вытесняли растущие пивоваренные заводы. После Второй мировой войны, особенно в последней четверти прошлого века по стране прошла мощная волна концентрации производства в руках узкого круга владельцев, причем в основном иностранцев. Ведущие позиции в итоге захватили Carsberg Group с центром в Дании и нидерландский Heineken.

То, как равнодушно относятся власти довольно националистичной Франции к захвату иностранцами лидирующих позиций в пивоваренной отрасли, наглядно демонстрирует роль пива в жизни французов. Поступить так с национальной гордостью — вином — они никому не позволили бы.

Пиво и современные французы


Потребление пива на душу населения во Франции довольно скромное. По данным союза европейских пивных производителей The Brewers of Europe, в 2009 г. среднестатистический француз выпил 30,7 л пива, более чем вдвое меньше бельгийца или жителя Нидерландов. Однако в сумме набирается довольно внушительная величина, в итоге французы пьют и производят пива больше, чем пивные Бельгия и Нидерланды вместе взятые. Это мощный рынок, за который есть резон побороться как местным, так и иностранным компаниям.



Львиная доля пивоваренных предприятий Франции сконцентрированы на севере страны вдоль границы с Бельгией и в приграничных Германии северо-восточных Эльзасе и Лотарингии. География закономерна: как французские виноделы влияют на соседей, так и бельгийские и немецкие пивовары — на французских. К тому же, Эльзас и Лотарингия довольно долго входили в соства Германии, что не могло не отразиться на тяге к пиву местных жителей, частично немцев (ряд лингвистов относят эльзасский язык к диалекту немецкого).

Несмотря на большой французский пивной рынок, как уже указывалось выше, ключевых игроков на нем всего два — Kronenbourg, который входит в Carsberg Group, и вездесущий Heineken. Первый производит примерно половину пива, второй контролирует выпуск еще четверти.

Остальное делят между собой игроки средней руки и различные мини- и микропивоварни. Последних, надо сказать, становится все больше: французы нового поколения начинают ценить эксклюзивные высококачественные напитки.

Меняющиеся привычки меняют и типы потребляемого пива. Тотальное господство во Франции лагеров, прежде всего, светлых уходит в прошлое. Французы все больше пьют дорогих элей, пшеничного пива. На меняющие запросы мгновенно откликаются производители, которые выпускают на рынок множество “нелагерных” новинок.


А там, где меняется рынок, как правило, появляются новые фавориты. Вполне возможно, что вскоре мы узнаем новые громкие имена и сможем отведать новые интересные сорта пива.

Немалую роль в популяризации пива играют пивные фестивали, которые регулярно проводятся в странах с богатой пивной культурой. Баварский Octoberfest в Германии — самый известный среди них. Аналогичные более скромные массовые гуляния с обильным возлиянием пива проводятся в других немецких землях и в самых разных странах — например, в Нидерландах, Эстонии.

Франция пока что может похвастаться лишь скромными сугубо региональными пивными фестивалями или даже вернее ярмарками, проводимыми в основном в северной части страны. Показательным примером может служить ежегодный праздник эля в небольшом городке Дуэ.

На этом прервемся. В следующей статье мы поближе познакомим вас с крупнейшим производителем французского пива Kronenbourg и поглощенным им брендом Kanterbräu.

Комментариев нет:

Отправить комментарий