Нидерландское пиво: Heineken, Amstel и Brand


У нидерландцев есть исторический документик, в котором упоминается, что уже в 1340 г. в их краях занимались производством пива. Речь там идет о пивоварне Brand Bierbrouwerij под Маастрихтом, самой старой из всех существующих в стране и за «выслугу лет» в 1971 г. удостоенной высокой чести именоваться Королевским пивоваренным заводом. Знакомые с его продукцией голландцы считают 1340 г. одним из самых важных в истории страны.

Далеко не всем повезло так хорошо сохраниться, как это удалось заводику Brand Bierbrouwerij. Собственно, по-настоящему старинными нидерландскими предприятиями в этой отрасли можно считать единицы, большинство из ныне здравствующих возникли в XIX веке. Да и вообще круг пивоваренных фирм в этой стране с 16-миллионным населением довольно ограничен, насчитывает всего три десятка. При этом крупнейшие из них обладают столь масштабным производством, что хорошо известны во всем мире.

Пять, безусловно, самых известных нидерландских пивных брендов – Heineken, Amstel, Bavaria, Grolsch и Oranjeboom. На них приходится львиная доля производимого в стране пива.

В первой части обзора мы познакомим вас с неоспоримым лидером по объемам производства в самих Нидерландах и Европе вообще - пивной империей Heineken, владеющей, кроме прочего, именитым брендом Amstel, а также старейшей маркой Brand, c их наиболее показательной продукцией.


Это крупнейший производитель пива не только в самих Нидерландах, но и во всей Европе. В мировом масштабе Heineken International N.V. по объемам производства уступает только компании Anheuser-Busch InBev, центр которой находится в бельгийском Левене, но основные производственные мощности – в США и Бразилии. История Heineken во многом определяет историю производства пива в Нидерландах, поэтому стоит рассказать о ней чуть подробнее, нежели в двух словах.

Годом основания компании считается 1863-й, когда ее первое предприятие создал Жерар Адриан Хейнекен, однако не на пустом месте, а на базе купленной в Амстердаме уже работавшей пивоварни.


Хейнекен был не просто амбициозным предпринимателем. Он был человеком, увлеченным идеей приучить голландцев пить вместо популярного тогда крепкого алкоголя (в основном джина) легкое пиво. А для этого нужно было сделать его великолепным напитком с хорошо узнаваемым и стабильным вкусом. Последним из этих качеств пиво той поры как раз не отличалось. Более того, как ни странно покажется сейчас, нидерландское пиво в середине XIX века вообще было в основном низкого качества, а хорошего было мало и стоило оно слишком дорого для массового потребителя.

Предприятие Хейнекена стало одним из первых в Нидерландах, поставившее науку на службу пивоварению. В его лаборатории были разработаны методики низового брожения и некоторые ингредиенты, которые используются в производстве пива у большинства пивоваров до сих пор.

Создав пиво с отменными и стабильными вкусовыми качествами, обеспечив его высокую сохранность, Хейнекен одним из первых стал использовать еще и исследование рынка, то, что сегодня называется маркетингом. И добился грандиозного успеха, не только завоевав нидерландский рынок, но и став крупным экспортером. Что характерно, сильный маркетинг по сей день – одна из главных составляющих успеха Heineken, без которой его не самое выдающееся пиво вряд ли завоевало бы мировой рынок.

Характерный штрих: Heineken не стала производить свое пиво в США, упорно поставляя туда производимое в родной Голландии. И именно таким образом добилась большого успеха на тамошнем рынке, где сумела создать у потребителей представление о том, что это достаточно дорогое и престижное импортное пиво.

Несколько поколений наследников, до сих пор сохраняющих контрольный пакет акций в фирме, владеющей, в свою очередь, контрольным пакетом Heineken N.V., развили его успех и создали поистине гигантское международное предприятие, поглотившее десятки пивоварен по всеми миру.


Однако при всех коммерческих заслугах компании само по себе пиво Heineken трудно назвать выдающимся по своим вкусовым качествам. Это довольно незамысловатый светлый лагер крепостью 5% с очень усредненным вкусом, ориентированным на массового потребителя. Его больше пьют как освежающий напиток или легкий аперитив, а не для того, чтобы отведать незабываемый вкусовой букет. И все же, надо отдать должное, Heineken – один из лучших напитков среди ординарных сортов пива.

Другие сорта, выпускаемые под именитым брендом, куда как менее известны. Это Heineken Oud Bruin, Heineken Premium Light, Heineken Extra Cold, Heineken Dark и Heineken Tarwebok. Пожалуй, наиболее интересен последний из них - 7%-ной крепости бок с легким фруктовым вкусом и шоколадным оттенком в послевкусии.


Пивоварня Amstel, основанная в 1870 г. в Амстердаме, довольно долго успешно развивалась и расширяла свой бизнес за пределами Нидерландов, будучи, по сути, главным конкурентом Heineken в стране. Однако в 1968 г. Heineken поглотила компанию, а в 1972 г. закрыла предприятие на берегу реки Амстел, давшей название фирме, и перевела все производство пива Amstel на один из своих заводов.


Бренд, к счастью, не исчез, да и само пиво сохранилось в лучшем виде. Продукция Amstel выпускается в огромном объеме, лишь немного уступая основному продукту Heineken, и экспортируется в десятки стран мира. Всего производится десять сортов, наиболее популярные – Amstel, Amstel 1870, Amstel Gold и Amstel Light.

Amstel, как и Heineken, относится к разряду усредненных массовых сортов. У него та же крепость в 5%, однако цвет этого пильзнера более сочный и хмелевая горчинка в букете проступает чуть ярче. К слову, в Амстердаме Amstel по сей день считается самым популярным, опережая даже Heineken. И, наряду с Heineken, это один из главных экспортных продуктов пивной империи.

Amstel 1870 – это высококачественный пильзнер все той же крепостью 5%, однако на сей раз с ярко выраженным привкусом хмеля. Это уже продукт больше для внутреннего рынка и тех любителей пива, которые ценят в напитке индивидуальность.

Amstel Gold – довольно крепкий лагер, 7%, отличается насыщенным фруктовым букетом, которому сильная хмелевая составляющая придает весьма своеобразный вкус. Тоже пиво преимущественно для местного рынка.


Amstel Light, как можно судить по названию, – очень легкое пиво. Это светлый лагер крепостью 3,5% с весьма нежным, чуть сладковатым вкусом. Он был разработан в 1980 г., когда Amstel был уже в составе империи Heineken, и стал отражением моды на пиво с низким процентом алкоголя, особенно охватившей молодежь. С другой стороны, содержание в бутылке 95 ккал, всего трети от обычной калорийности традиционных сортов пива, сделало его приемлемым для женщин, следящих за своей фигурой.

Brand


В 1989 г. Heineken купила уже упомянутую в начале статьи старейшую пивоварню Нидерландов Brand Bierbrouwerij. Здесь варятся самые изысканные пильзнеры группы, наиболее популярный – Brand Pilsener. У него стандартная пятипроцентная крепость, однако варится он из очень хитрой и дорогой смеси по особой технологии. У пива яркий солодово-хмелевой вкус и острое хмелевое послевкусие.

Brand-UP – еще один пильзнер, класса premium, 5,5% крепости. Это чисто солодовое пиво с жестковатой горечью.

Продукция пивоварни Brand стоит довольно дорого, но она заслуживает того за высочайшее качество, исключительно натуральные компоненты, а также долгие сроки дображивания (чуть ли не до двух месяцев) и за то, что не проходит пастеризацию. Это настоящее пиво, без дураков!

На этом прервемся. В следующей статье вас ждет рассказ о других крупнейших производителях и их популярнейших сортах пива.

Андрей Деменков, inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий