Австрийское пиво: крепкие одиночки Stieglbrauerei и Ottakringer


В двух предыдущих статьях мы рассказали краткую историю австрийского пивоварения и о сегодняшнем состоянии рынка хмелевого питья, познакомили с ведущим в стране производителем пива, с принадлежащим голландскому гиганту Heineken объединением Brau Union ÖsterreichAG, в которое слились большинство крупнейших пивоварен и ведущих брендов. Сегодня вашему вниманию предлагаем рассказ о паре пивоварен второго эшелона, которые тоже играют видную роль, удерживая за собой примерно 20% рынка Австрии.

Stieglbrauerei


Одна из старейших пивоварен Австрии впервые проходит по документам в 1492 году как давно существующее предприятие Ганса Пойнтера. Уже в XVII веке оно стало крупнейшим в Зальцбурге.

А с 1819 по 1880 годы продлилась эпоха владения пивоварней Шрайверами; сначала Иоганна, а затем – Йозефа. Они не только расширили предприятие, построив за городом новый завод (в старом здании в центре остался трактир Stiegl). В 1875 году пивоварня сгорела дотла, но Йозеф Шрайвер быстро восстановил ее.

Затем в 1887 году завод приобрел Франц Хуэмер, весьма одаренный предприниматель, при котором Stiglbrauerei всего за десятилетие увеличила производство аккурат в пять раз – с 18 до 90 тыс. гектолитров. Тогда же управляющим стал племянник Хуэмера, Генрих Кинер, который впоследствии и унаследовал пивоварню. С тех пор началась эпоха Кинеров, которая продолжается по сей день.


Генрих Кинер руководил пивоварней до 1950 года. За это время предприятие прошло через две Мировые войны и Великую депрессию, но выстояло. В лучшие времена объем производства достигал 130 тыс. гектолитров, но ненадолго. А в худшую пору завод не работал даже на половину мощности, выдавая всего 40 тыс. гектолитров продукции, да еще не самого лучшего качества.

Гениху Кинеру-младшему повезло принять сохраненное отцом предприятие в благодатную пору затяжного мира и процветания австрийской экономики. Уже в 1960 году он добился выпуска 100 тыс. гектолитров. После чего показатели росли почти безостановочно.

Нынче Stiglbrauerei управляется третьим поколением Кинеров, супругами Генрих-Дитером и Алессандрой. Это единственная в Австрии крупная семейная пивоварня в руках австрийских владельцев, в 2009 году объем производства перевалил за 1 млн гектолитров. Высокий уровень продукции обеспечивает опора исключительно на собственную сырьевую базу высшего качества – уникальный артезианский источник, тщательно отобранные солод и хмель, выведенная на самой пивоварне неповторимая раса дрожжей.

Согласно ряду исследований, бренд Stiegl – самый популярный в Австрии, наиболее известный. Многие жители страны считают его символом австрийского пива. В немалой степени хорошей узнаваемости бренда способствуют своеобразно оформленные этикетки с характерными готическими буквами, формирующими лестницу.


Всего пивоварня выпускает нынче дюжину сортов, не считая различных сезонных выпусков. Самый популярный – StieglGoldbräu, золотистый премиум-лагер с 4,9%-ным содержанием алкоголя, охмеленным солодовым ароматом, насыщенным солодовым вкусом и сильной, но очень мягкой хмелевой горечью в послевкусии.

OriginalStieglbock – это весьма дорогой эксклюзивный бок, не самый крепкий (7%), однако очень изысканный, высшего качества, со сложным ароматом, состоящем из тонов жареного солода, фруктов, древесной коры и минеральной воды, и не менее богатым вкусом, включающем в себя все те же жареный солод и фрукты, а также цветочные и хмелевые нотки.

Ottakringer


Это венское предприятие довольно «юное» по австрийским меркам, и все же его смело можно назвать старинным. Основано оно было как Planksche Brauerei 1837 году и в нынешнем отпраздновало 175-летие.

В 1850 году пивоварня перешла в руки Якоба Куфнера, который столь умело управлял ею, что за каких-то десять лет производство выросло чуть ли не в четверо – с 18,3 до 64,2 тыс. гектолитров. Приказ императора Франца-Иосифа снести старую городскую стену Вены для развития жилищного строительства стал хорошим поводом расширить давно нуждавшуюся в новых площадях процветающую пивоварню. К 1890 году годовой объем производства достиг уже 170 тыс. гектолитров, пиво продавалось далеко за пределами Вены.

В 1882 году у руля предприятия встал внук Якоба, Мориц фон Куфнер, который показал себя одним из лучших предпринимателей в установившейся династии. К началу Первой мировой войны, в 1905 году преобразовав семейный бизнес в акционерное общество, он довел мощности пивоварни до 350 тыс. гектолитров в год, объема, который так и не был достигнут в трагический для экономики Австрии период между двумя великими войнами. Впрочем, памятуя, сколько предприятий в ту пору обанкротилось или, в лучшем случае, было скуплено более сильными компаниями, следует признать достижением уже то, что Ottakringer сумела хотя бы устоять под натиском невзгод.

Впрочем, еще до аннексии Австрии нацистской Германией, Мориц фон Куфнер из-за своего еврейского происхождения был вынужден продать бизнес. Пивоварню приобрел за довольно низкую цену в 14 млн австрийских шиллингов (около 36 млн евро в нынешних ценах) Густав Гармер, который также был выведен из бизнеса на два года после окончания войны. Завод временно управлялся советской администрацией, пока семье Гарнера не удалось доказать законность приобретения предприятия. В 1955 году восстановленная пивоварня вышла на уровень производства в 150 тыс. гектолитров.

Наследники Морица фон Куфнера, который умер в Цюрихе в это же время, получили компенсацию за давление и угрозы нацистского режима, которые привели к продаже бизнеса семейству Гарнер.

В 1977 году завод внес значительный вклад в разрушение долго действовавшего пивного картеля, выйдя из него. С той поры любой ресторан может выбрать какую угодно пивоварню как поставщика, независимо от его местоположения.

В 1986 году Ottakringer Brauerei AGбыла зарегистрирована на фондовой бирже, в итоге основным ее владельцем к сегодняшнему дню стала инвестиционная компания Getränkeindustrie Holding AG с долей свыше 70% акций.

Ottakringer Brauerei AG занимает 7-9% австрийского рынка пива, ее продукцию знает каждый австриец. Всего выпускается тринадцать сортов под двумя брендами, самый популярный среди которых – Ottakringer Helles, янтарного цвета светлый лагер со сладковатым, лишь слегка охмеленным солодовым вкусом.


Из семи сортов бренда Gold Fasslможно выделить Gold FasslZwickl – как и полагается для цвикля, нефильтрованный светлый лагер, крепостью в 5,2%, с ароматом персиков и пряностей, освежающим цитрусово-персиковым вкусом и деликатной хмелевой горчинкой в послевкусии.

На этом наш рассказ об австрийской пивоваренной отрасли не заканчивается. В части, завершающей обзор, мы познакомим вас с весьма интересным предприятием Schloss Eggenberg и некоторыми показательными мини-пивоварнями.

Андрей Деменков, Inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий