Эстонское пиво: любовь, проносимая через века


В Эстонии традиции промышленного пивоварения не так стары и велики, как в Нидерландах, Чехии или Германии, однако и эта страна обладает довольно богатой пивной культурой.

Само по себе пиво эстонцы варили с незапамятных времен, без него не обходился ни один праздник у maarahvas, как называли сами себя древние эсты. Пенного напитка варилось так много, что в Средние века он был обложен специальной податью. А круг производителей в 1360 году ревельским (таллинским) магистратом был ограничен лицензированными мастерами.

В ту пору в сельской местности не только каждая мыза, но чуть ли не каждый хутор варил собственное пиво. При постоялых дворах обязательно готовили свое пиво. Не всегда, правда, хорошее: ну, какое было и на какой кошелек рассчитывалось...

Зарождение индустрии


Однако по-настоящему промышленное производство стартовало лишь в XIX веке. В 1820 году была основана первая индустриальная пивоварня в местечке Саку под Ревелем. Как это часто случалось в эстонской истории, семь веков прошедшей под немецким господством, основателем предприятия был остзейский граф Карл Фридрих фон Ребиндер.

А в 1826 году в университетском Тарту начал свою работу основанный другим немцем, Рейнхольдом Шраммом, еще один завод, который и поныне под названием AS A. Le Coq отчаянно конкурирует на радость потребителям с Saku Õlletehase AS.


Как видно из имен основателей ныне двух ведущих предприятий страны, эстонские традиции пивоварения испытали сильное немецкое влияние. И это прекрасно, учитывая, какие замечательные в Германии пивовары!

Индустрия весьма успешно развивалась, особенно со второй половины XIX века, когда стало быстро прирастать городское население – главный потребитель промышленного пива. А со строительством железных дорог резко расширились и экспортные возможности, эстонское пиво стали с успехом продавать в другие российские губернии и за рубеж.

Эпоха крутых перемен


Начало ХХ века было порой определенного расцвета эстонского пивоварения. Местные заводы не просто обрели широкую популярность, в 1912 г. основанную Шраммом тартускую пивоварню купил поставщик императорского двора компания A. Le Coq.

Первая мировая война, германская оккупация 1918 г., а затем Освободительная война против российских большевиков и немецкого ландесвера нанесли тяжелый урон пивоваренной отрасли. Тартуская пивоварня, еще недавно процветавшая, была попросту разорена.

Интерьер весьма популярного таллинского паба Karja Kelder

К счастью, довольно скоро эстонское пивоварение начало восстанавливаться. В некоторой степени этому способствовал заключенный в середине 1920-х между предприятиями договор о зонах продажи. Однако поначалу полезная для стабилизации производства сделка уже к началу 1930-х исчерпала себя.

В 1933 г. по инициативе A. Le Coq ее действие прекращается. Свободная конкуренция стремительно перекраивает устоявшийся рынок, и больше всех от этого выгадала именно A. Le Coq, значительно повысившая продажи за счет расширения на север, ранее «принадлежавший» Saku.

В советское время пивоваренная отрасль Эстонии пережила определенный застой. Сельское пивоварение, широко распространенное еще до войны, быстро скукожилось.  Промышленного пива с учетом потребностей населения выпускалось относительно немного, в примитивной таре и немногих сортов. В пивную отрасль после существенных послевоенных вливаний советская власть инвестировала очень мало. Однако заводы в Тарту и Саку в ту пору все-таки добились звания экспериментальных и получали средств несколько больше, чем остальные, что позволяло им работать немного ярче.

Тем не менее к концу советской эпохи эстонские пивоварни были в плохом состоянии.

Приватизация предприятий в постсоветское время и продажа контрольных пакетов иностранцам привлекли большие инвестиции и позволили коренным образом модернизировать производство. В середине 1990-х эстонская пивная отрасль просто взорвалась новыми сортами пива, удовлетворяя самые разные запросы потребителей. Появилось много сортов темного пива, которое раньше почти не выпускалось.

Ресторан-пивоварня Beer House в Таллине

На сегодня в стране действуют пять пивоваренных предприятий, безоговорочно крупнейшие из которых – Saku Õlletehas и A. Le Coq, на двоих контролирующие примерно три четверти эстонского рынка.

Эстонцы и пиво


Пиво играет заметную роль в жизни эстонцев и их культуре. Многие праздники, особенно Рождество и Яанов день, не обходятся без него. Большой размах у пивного фестиваля Õllesummer, который каждый год в середине лета собирает в Таллине до 75 тыс. гостей из Эстонии и из-за рубежа, в основном из Финляндии. Они приходят на Певческое поле не только попить пива и хорошо закусить, но и послушать выступления именитых эстонских и зарубежных музыкальных исполнителей.

Параллельно активно развивается сеть пивных баров и ресторанов, которая притягивает к себе не только жителей Эстонии, но и зарубежных гостей. Причем как в качестве посетителей, так и в качестве владельцев новых заведений. Особенно преуспели в этом финны и британцы, которые отмечают, что рынок в Эстонии интересен тем, что еще не устоялся и находится в движении.

Наконец, пивовары Эстонии не только контролируют свыше 90% внутреннего рынка пива, но еще и немало экспортируют, особенно в соседнюю Финляндию, как прямиком, так и через «алкотуристов», вывозящих эстонское пиво ящиками. Стало быть, пивная отрасль – важная часть эстонской экономики.

Õllesummer 2009

Но деньги в этой сфере, при всем их значении, не играют роковой роли. Жители Эстонии потребляют не слишком много пива (85 л на душу в 2009 году, или вдвое меньше мировых рекордсменов чехов), однако немалую долю занимают крепкие дешевые сорта, которые пьют не для наслаждения, а чтобы напиться с наименьшими затратами. Два года назад эстонские пивовары договорились, что будут способствовать оздоровлению народных привычек и не станут больше выпускать пиво крепче 7%. Поэтому с прилавков исчез Bear Beer крепостью 10%, а традиционные сорта крепких лагеров, на этикетках которых некоторое время все еще красовалась манившая любителей ядреного восьмерка, ныне не содержат алкоголя свыше 7%.

И это правильное решение. Крепкое пиво не всегда плохое, но среди крепленых эстонских сортов не было выдающихся. Так что снижение градуса им никак не повредило.

Прервемся ненадолго. В следующей статье мы расскажем о двух пивоваренных компаниях Эстонии, самой большой и третьей по значению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий