Шведское пиво: самое легкое в мире


Достоверно известно, что пиво было ведомо еще викингам, которые населяли территорию современной Швеции. Причем предназначение его было более утилитарным, нежели сейчас: некрепкое и несильно похожее на нынешнее пенное питье варилось в качестве повседневного напитка. Более крепкими были «праздничное пиво» и медовуха, которые требовали намного больше усилий и ресурсов при изготовлении и варились только по особым случаям.

Бурный расцвет


Шведы одними из первых в Северной Европе научились делать пиво именно таким, каким мы знаем его сегодня. Они оказали большое влияние на культуру пивоварения в соседних Норвегии, Финляндии, Эстонии и Латвии, там, где долгое время господствовала шведская власть.

С интенсивным развитием городов в XIX веке резко начало меняться национальное пивоварение. Все больше горожан селились в многоквартирных домах и не могли варить себе пиво. Да и появились новые технологии, которые позволяли производить в больших масштабах недорогое, крепкое и относительно качественное питье со стабильным вкусом. Оба фактора повлияли на зарождение в стране промышленного пивоварения.

В середине XIX столетия во всех крупных городах Швеции возникло множество мелких пивоваренных заводов. Каждый город должен был иметь по крайней мере одну пивоварню: это считалось престижным и даже патриотичным. Впрочем, тогда еще не существовало технологий продолжительной консервации, не было разветвленной сети железных дорог, по которым можно было быстро перевезти товар из одного города в другой, поэтому города просто обязаны были иметь свои пивоварни, чтобы жаждущее население не страдало от нехватки пенного питья.

В поход за пивом

Если в 1840 году в Швеции насчитывалось 28 пивоварен, производивших в год каких-то 400 тыс. гектолитров хмелевых напитков, в 1890 их было уже 554, выпускавших аж 21,9 млн гектолитров пива.

В начале XX века ситуация на этом перенасыщавшемся рынке существенно усложнилась. Количество пивоварен все еще росло, но начались процессы укрупнения заводов не только за счет роста производственных мощностей, но и поглощения или даже вытеснения более слабых конкурентов. Пиковой стала середина 1930-х, когда насчитывалось 740 промышленных (156) и кустарных пивоварен с суммарным годовым производством в 25,5 млн. гектолитров.

Два тяжелых удара


В отличие от соседней Финляндии, шведы не практиковали у себя в стране «сухой закон». Но в 1955 году и они нанесли первый удар по отечественной алкогольной отрасли, резко взвинтив акцизы и ограничив свободную продажу спиртного. Пиво, крепостью свыше 4,5%, стало возможным продавать только в специализированных государственных магазинах Systembolaget.

Шведы, надо сказать, доселе были большими поклонниками как раз крепкого питья, и многие пивоварни производили пиво исключительно с высоким содержанием спирта. Поскольку выигрышные позиции были у тех, кто мог охватить весь рынок, пришлось перестраивать бизнес, уделяя внимание и некрепким сортам. Не всем это оказалось под силу, ряд заводов не выдержали конкуренции и были либо закрыты, либо влиты в более крупный бизнес.

К 1975 году рынок пива в Швеции, можно сказать, «устаканился». Оставалось еще 108 пивоварен, которые сумели реализовать 46,5 млн. гектолитров пива. Рост объема производства был достигнут во многом за счет резко увеличившегося экспорта. Законодательно стесненные дома, шведские пивовары занялись освоением внешних рынков.

Пивной отдел одного из магазинов Systembolaget

Но в 1977 году они снова получили под дых – ригстаг, шведский парламент, еще сильнее ужесточил правила торговли спиртным, направив в госмонополию Systembolaget все, что крепче 3,5%. Устоять сумели в основном крупные компании, обладавшие богатым и разнообразным ассортиментом, а малые предприятия одно за другим стали закрываться или продаваться более удачливым конкурентам.

Впрочем, и среди гигантов нашлись свои неудачники. Легко пережившая 1955 год, затем даже неплохо поднявшаяся вторая по значению в стране пивоваренная компания Bryggeri AB Falken не устояла и в 1977 году была куплена лидером шведского рынка AB Pripps. Который, в свою очередь, принадлежал уже государству...

Ко вступлению Швеции в 1995 году в Евросоюз, в стране оставалось всего 28 пивоварен, которые все же произвели рекордные 54 млн гектолитров различной пенной продукции. Затем число предприятий сократилось еще, а с ним – и выпуск пива, который в 2002 году снизился до 43,8 млн гектолитров. И окончательно стали доминировать сорта крепостью ниже 3,5%.

Однако к началу 2010-х пивоварен стало все же чуть больше, порядка тридцати. Молодые фирмы пытаются (и небезуспешно) восполнить определенный недостаток особенно качественных и своеобразных напитков. Многие из которых куда крепче дозволенных для свободной продажи 3,5%, но и намного интереснее!

Занятно, но жесткое ограничение на продажу алкоголя свыше 3,5%, удавившее многие шведские пивоварни, дает определенную фору тем, кто уцелел. В обычной торговле на прилавках почти нет импортного пива: все топовые иностранные сорта крепче 3,5%. Лишь некоторые гиганты вроде Heineken специально для Швеции выпускают свои наиболее массовые продукты еще и в варианте с пониженным содержанием алкоголя.

Шведское рождественское пиво

Впрочем, эта защита оказалась слишком слабой, чтобы помочь шведским пивоварам справиться с проблемами ограничений. Их объемы производства ниже потребления пива в стране примерно на четверть. Такая картина сложилась в 1990-е годы, после вступления страны в Евросоюз, которое облегчило иностранным производителям ввоз своей продукции. На внешних рынках шведское пиво тоже не снискало особой славы. Разве что в северных районах Германии оно пользуется определенным спросом.

Пиво и шведы


На сегодня шведский рынок практически монополизирован Carlsberg Sverige, которой принадлежит порядка двух третей производственных мощностей и два ведущих бренда - Pripps и Falcon. Есть еще Spendrups и Kopparbergs, но они сильно уступают лидеру. Не говоря уже о прочих, которые делят между собой считанные проценты рынка.  

Шведские политики гордятся цифрами снижения потребляемого населением алкоголя. Хоть они и не любят говорить об «алкотуризме» в соседние Данию, Германию и страны Балтии, о «пьяных паромах», свидетельствующих о том, что потребление спиртного не столько сократилось, сколько оказалось выдавленным из страны, кое-какие результаты антиалкогольная политика все-таки принесла. Шведы стали меньше пить крепкого спиртного, переключившись на слабые напитки, прежде всего, легкие виды пива и сидра. Те, что более доступны.

Пиво пропагандируется как хорошая альтернатива водке. Так что неудивительно, что в Швеции, несмотря ни на что, сохранились многие пивные традиции. Шведы упорно продолжают потреблять на душу порядка 50 литров пива (52 по данным Союза европейских производителей пива The Brewers of Europe за 2009 год) и с большим удовольствием посещают различные мероприятия, связанные с хмелевым питьем.


В прошлом году в шведской столице прошел юбилейный, двадцатый Stockholm Beer & Whisky Festival – грандиозное мероприятие, которое длится два осенних уикенда и включает в себя не только дегустацию полутора тысяч сортов пива, сидра, виски и других алкогольных напитков от пятисот производителей со всего света, но и богатую культурную программу – экскурсии, концерты, семинары...

Тех, кого помимо общей картины по стране интересует история отдельных пивоварен, впереди ждет рассказ о двух ведущих шведских компаниях в упряжке Carlsberg. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий