Holsten: история рыцарского пива


По строгим меркам немецких пивоваров бренд Holsten относительно молод. Пивоварня Holsten-Brauerei AG была основана в 1879 г. в городе Альтона (теперь это один из районов Гамбурга), в земле Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein). Нетрудно догадаться, что этимология названия края и предприятия имеют общие корни. Одно из саксонских племен, населявших этот регион в середине первого тысячелетия нашей эры, называло себя Holtsaten — «лесной житель» в переводе с древнесаксонского. И дало название краю и многим вещам, с ним связанным.

С самого начала символом Holsten стал силуэт закованного в латы средневекового рыцаря на коне, хорошо знакомый нам и поныне.

Дела у пивоварни шли очень неплохо, за первую четверть века своего существования она сумела стать ведущей в районе Гамбурга и его окрестностей. Тем не менее Holsten-Brauerei AG вовсе не ограничивалась местным германским рынком: уже с 1881 г. продукция фирмы идет и на экспорт.

Первая волна расширения


Свои международные амбиции Holsten четко обозначила в 1903 г., основав в одном из пригородов Лондона, мировой столицы международной торговли, компанию The Holsten Brewery Ltd. Отсюда началась настоящая экспансия на британский и многие другие рынки.

Зарубежное направление ничуть не мешало активности на внутригерманском рынке. Причем главным стало не столько наращивание производства собственно Holsten, сколько скупка местных пивоварен, зачастую с сильным экспортным потенциалом.

В 1909 г. происходит первое важное поглощение: куплен пивоваренный завод A. Janssen Wwe. 1914-й для Holsten ознаменовался приобретением целой группы пивоварен с общим экспортным брендом Bergedorf Beer.


Минует Первая мировая, Германия в послевоенных руинах, в экономике хаос, а Holsten, как заведенная, скупает одну за другой пивоварни, малые и не очень, словно горячие пирожки. 1918 г. — поглощены Brauerei Germania в Вандсбеке и Steinbek. 1920 г. — куплена небольшая пивоварня в Айльбеке. В 1922 г. Holsten получает контроль над ноймюнстерской пивоварней D. H. Hinselmann, в 1923-м — Boës & Berghoff, в 1924-м — Kieler Schloß-Schifferer в Киле.

Таким образом, бренд Holsten становится лишь частью большого пивоваренного конгломерата, выпускающего множество сортов самого разного пива. При этом производство под всеми брендами к началу Второй мировой войны было сконцентрировано на трех ключевых заводах в Гамбурге, Ноймюнстере и Киле — регионе Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн.

Новая экспансия


Все три предприятия после войны стояли в руинах. Но нет худа без добра: можно сказать, войной была расчищена площадка для обновления. Довольно быстро пивоварни были восстановлены и основательно модернизированы.

Уже в 1952 г. Holsten показывает себя инновационным предприятием, приступив к выпуску пива в жестяных банках. Не забыта и прежняя стратегия агрессивных поглощений: в 1954 г. компания получает контроль над бременской пивоварней Germania brewery C. Dressler и распространяет свое влияние за пределы родных Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна на Бремен и Нижнюю Саксонию. Затем в 1956 г. покупается Bill Brewery AG (известный бренд Moravia), в 1970-е годы следует целая волна агрессивных поглощений, которая почти не спадает в 1980-е и даже 1990-е.


Иногда покупка делалась не для того, чтобы обогатить свое производство, а для устранения конкурента. Так было, например, в случае купленной в 1960 г. пивоварни Windels в Данненберге и тут же закрытой. Правда, бренд Windels Doppelkorn прожил еще несколько лет, но в итоге также был снят с производства пивоварни Holsten в Люнебурге.

В 1970-е Holsten окончательно стоновится компанией национального масштаба. Этот статус подтверждают и поговорки, вошедшие в лексикон немецких любителей пива — Holsten Edel heißt mein Mädel, Holsten knallt am dollsten («Мою подружку зовут Holsten Edel», «С ума схожу по Holsten») и прочие.

Параллельно с завоеванием Германии Holsten усиленно рвется на международный рынок. Особенно активной была экспансия в Великобритании. В 1957 г. был восстановлен утраченный в войнах британский бизнес, который вновь становится ключевым для Holsten за пределами Германии.

Британское направление оказывается крайне успешным: в середине 1980-х Holsten становится в Великобритании № 1 среди продавцов пакованного пива класса премиум.

Кризис и спасительная продажа


Однако в конце 1990-х — начале 2000-х руководство компании совершает одну за другой маркетинговые ошибки, две из которых стали фатальными для еще недавно весьма успешного бизнеса.


Во-первых, приобретение новых сильных брендов создало конкуренцию Holsten внутри самой компании. Во-вторых, что еще важнее, в начале 2000-х начальство сделало ставку на активное развитие линий пива в жестяной и PET-таре. Но в 2003 г., как и предупреждали руководство Holsten осведомленные люди, в Германии был принят закон о залоге на одноразовую тару, что резко повысило логистические расходы компании и сделало новое направление убыточным.

И в 2004 г. во спасение Holsten-Brauerei AG продается датскому гиганту Carlsberg Group, дочерней компанией которого остается и поныне. Смена руководства приводит к распродаже части брендов.

В 2006 г. Holsten расстается с Landskronbraurei, в 2009-м продает Frankfurter Brauhaus GmbH, купленную в 1989 г. пивоварню Feldschlößchen Brauerei GmbH в Брауншвейге. Были проданы и иные предприятия. В итоге у Holsten осталось семь брендов — Holsten, König, Astra, Duckstein, Lübzer, Moravia и Lüneburder. И еще Carlsberg и Tuborg производятся в Гамбурге для немецкого рынка.

Самый популярный сорт компании — Holsten Pilsener, который как Holsten Premium экспортируется в самые разные страны или производится там по лицензии (особенно на заводах компаний, входящих в Carlsberg Group). Это типичный ординарный светлый лагер с хорошим, но усредненным гладким вкусом и содержанием алкоголя в 4,5-4,8% (зависит от страны-производителя). Благодаря ему компанию и знают в десятках государств мира.


Одним из лучших сортов Holsten считается Holsten Edel — светлый лагер крепостью 4,9%, с солодово-хмелевым вкусом и легкой горечью в послевкусии. Это пиво в основном для внутреннего рынка.

König Pilsener — светлый лагер крепостью 4,9%, с солодовым вкусом и легкой хмелевой горчинкой, весьма популярная в Германии продукция пивоварни группы Holsten в Дуйсбурге.

Любители хорошего пива наверняка оценят Lübzer Pils — очередной светлый лагер с 4,9%-ным содержанием алкоголя и слегка фруктовым вкусом почти без горечи.

Moravia Pils — еще один интересный сорт группы Holsten. Опять светлый лагер, снова магические 4,9% крепости и божественный хмелевый вкус с очевидным влиянием чешской культуры пивоварения.

Наконец, весьма интересен один из самых популярных в Гамбурге и его окрестностях сорт Astra Pilsener — очередной лагер с содержанием алкоголя в 4,8%, с нежным цветочным ароматом и мягким хмелевым вкусом.

Андрей Деменков, Inpinto.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий